Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 

   Влияние современного телевидения на психическое  здоровье дошкольника.

 

   Трудно представить жизнь современной семьи без телевизора.

 

   Телевидение - это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего 

   характера. Но почему психологи всё чаще и чаще бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети».

 

   Дошкольники  от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество приходится на вечер- с 18 до 22 часов.

 

   Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

 

   Во первых нужно учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

 

   Чувство опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого 

   помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть

   психики. Взрослый может сразу и не заметить каких- либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые

   воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов. 

 

   Во вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

 

   Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой

   боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него

   формируется эталон эмоционального реагирования.

 

   В третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

 

   Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образов поведения. Иногда родители

   считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности, мышление дошкольника наглядно - образное.

     Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознает несоответствия их поступков

   и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

 

   В четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

 

   Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и

   анализа. Большинство родителей отмечают: дети не  хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. В результате не

   происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремление самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических  функций

   детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта с

   родителями.

 

    Рекомендации родителям

 

    1. Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика

   ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослыми.

    2.Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должна превышать возрастные нормы

   (просмотр в старшем дошкольном возрасте от 15- 20 минут до 1 часа).

 

    3.Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

 

    4.Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите

   ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, боль,

   предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации. После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или

   вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

 

    Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему

   ближе, и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

 

    Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого ребенка, мы должны помнить о той ответственности,

   которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику

    ребёнка.